Средний рейтинг Первого канала в целевой аудитории 18+ в осеннем сезоне — с конца августа по конец декабря — упал на 8,3%, с 2,66 до 2,44, по сравнению с аналогичный периодом прошлого года, свидетельствуют данные измерителя TNS. Рейтинг телеканала «Россия 1» в этом сезоне увеличился на 3,3%, с 2,4 до 2,48, рейтинг НТВ — на 0,8%, с 2,49 до 2,51, говорится в отчете TNS.
В среднем рейтинге телеканалов за указанный период НТВ на первом месте, «Россия 1» на втором, Первый канал — на третьем.
«Рейтинги НТВ и «России 1» растут. Но стоит отметить, что в этом году все телеканалы потерли в рейтингах: зрители переходят на менее популярные нишевые телеканалы», — говорит заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Медников.
Все три телеканала сократили темпы прироста средней доли аудитории в сегменте 18+ в текущем сезоне по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Первый канал замедлился на 16,4% — с 16,9 до 14,1, падение темпов у НТВ составило 7,9%, с 15,8 до 14,5, «Россия 1» — минус 5,7%, с 15,2 до 14,3.
GRP (показывает общее количество контактов аудитории с событием. — «Газета.Ru) у «Первого» за отчетный период сократился на 10,2%, с 83,18 тыс. до 74,668 тыс., у «России 1» увеличился на 4,2%, с 73,5 тыс. до 76,5 тыс., у НТВ увеличился на 1,1%, с 88,6 тыс. до 89,59 тыс.
По предварительным итогам 2012 года, которые подсчитывались без учета новогодних праздников, когда аудитория телеканалов традиционно очень высокая, по данным TNS, доли телеканалов распределись следующим образом: на первом месте НТВ с долей 14,8, на втором Первый канал с долей в 14,3, на третьем «Россия 1» — 13,8.
У НТВ год прошел стабильно — показатели по сравнению с прошлым годом практически не изменились, сказал заместитель гендиректора телеканала Александр Нечаев сайту ntv.ru. «По итогам завершающегося года НТВ сохраняет объем аудитории на среднем уровне 2009—2011 гг. со среднегодовой долей 14,8%. Как видите, 2012-й не стал для нашего канала каким-то прорывным — скорее, наоборот, стабильным и прогнозируемым», — говорит он.
Представитель Первого канала отказалась от комментариев, заметив, что не видела таких данных TNS. «Наша целевая аудитория — 14—59», — уточнила она.
Телеканал разорвал контракт с TNS почти семь лет назад, заявив о предоставлении недостоверных сведений о рейтингах. В 2002 году Первый канал создал собственную службу телеизмерений (СТИ), которая в основном использовалась для внутренних нужд канала, но в прошлом месяце сайт с результатами исследований СТИ стал открытым для всех желающих.
Измеритель считает доли по часам — с 9.00 до 22.00 — и передачам. 28 декабря «Первый», по данным СТИ, с отрывом лидировал 7 из 13 часов эфира.
В ноябре гендиректор «Первого» Константин Эрнст на конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещателей заявил о необходимости создания нового телеизмерителя. По его словам, в течение последних нескольких лет в России телеканалы не получают достоверных данных о рейтингах.
Источник, близкий к партнерам «Первого», замечает, что TNS «слабо учитывает людей, которые смотрят телевизор нерегулярно».
«Может, расчеты TNS и верные, но если исходные данные неверны, то конечный результат все равно будет очень субъективным. Когда на Первом канале и «России» было выступление Владимира Путина, доли были меньше, чем на «Суде присяжных» на НТВ. Но такого быть не может», — удивлен он.
«С точки зрения рекламщиков это достаточно, с точки зрения телесмотрения данные неполные. Всего данные по 64 млн человек, а про оставшиеся 54% населения вообще ничего не известно», — резюмировал источник.
Он добавляет, что указанная TNS динамика рейтингов устраивает рекламные агентства «Алькасар» («Газпром-медиа») и «Видео Интернешнл».
Антимонопольная служба требует, чтобы одно рекламное агентство не обслуживало телеканалы, суммарная доля которых превышает 35%.
«Видео Интернешнл» обслуживает Первый канал и ВГТРК. Если доля какого-то из каналов начинает повышаться, то они оказываются в странной ситуации и теряют бюджет. Поэтому рост других каналов им выгоден», — считает источник.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем рынка рекламы на телевидении в 2009 году составил 96,4 млрд рублей, в 2010 году показатель увеличился на 15%, до 110,9 млрд рублей, в 2011 году рынок телевизионной рекламы вырос на 18%, до 131 млрд рублей.
В 2011 году выручка Первого канала выросла на 18%, до 28,88 млрд рублей с 24,48 млрд рублей в 2010 году. «Первый» начал раскрывать отчетность в марте 2012 года по требованию Федеральной службы по финансовым рынкам.
|