С 1 октября 2013 г. «дочка» «Орион экспресс» — компания «Визион» начнет продавать услуги платного ТВ в Киргизии, передал «Ведомостям» директор по развитию «Ориона» Кирилл Махновский. Также, по его словам, «Орион» готовится к выходу на рынки Казахстана, Украины и Закавказья. В Киргизии спутниковое телевидение смотрят около 200 000 домохозяйств, именно этим подписчикам «Орион» хочет предложить свои услуги в первую очередь, говорит Махновский. Прибыльным киргизский проект должен стать на второй год работы. Ни планируемые инвестиции в проект, ни количество абонентов, которые «Орион» рассчитывает подключить за пределами России, Махновский не раскрывает.
«Орион экспресс» — самый быстрорастущий российский оператор платного телевидения. По данным iKS-Consulting, в первой половине 2013 г. размер его абонентской базы вырос по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. на 81%, при том что в целом по России количество подписчиков платного ТВ увеличилось всего на 13%. Тарифы «Орион экспресс» не сильно отличаются от стоимости услуг крупнейшего в России оператора платного телевидения — дискаунтера «Триколор ТВ», а вот оборудование у «Ориона» дешевле, объясняет аналитик iKS-Consulting Елена Крылова.
До сих пор российские операторы платного ТВ не очень спешили за рубеж. Лишь на Украине работают IP-телевидение МТС и спутниковое вещание «НТВ-плюс», а в Белоруссии — кабельный оператор «Космос ТВ», 50% которого принадлежит российской «Акадо». Кроме того, в сентябре 2012 г. на камбоджийский рынок вышел оператор One TV, 51% акций которого принадлежат российской GS Group (ее президент Андрей Ткаченко считается одним из совладельцев «Триколор ТВ»).
Но темпы роста российского рынка платного ТВ снижаются: крупные города уже застроены сетями кабельного ТВ, а за их пределами активно наращивают абонентскую базу спутниковые вещатели, в первую очередь «Триколор ТВ», констатирует Крылова. А рынки Украины, Киргизии и Казахстана в целом похожи на российский: большие расстояния, множество маленьких населенных пунктов, где нет быстрого интернет-доступа и кабельного ТВ, говорит она.
Экспансия телевизионных вещателей на постсоветское пространство может оказаться успешной, считает Крылова: в относительно бедных странах платное телевидение — самое доступное развлечение, а в труднодоступных районах зачастую и единственное.
|